Специфика обучения сельскохозяйственному труду в отличие от других видов профессионально-трудового обучения, учащихся с интеллектуальными нарушениями обусловлена длительностью процесса получения конечного результата труда, т. е. наличием значительного промежутка времени между началом работы по созданию какой-либо сельскохозяйственной продукции и получением конечного результата. На уроках сельскохозяйственного труда необходимо, прежде всего, вооружить учащихся практическими знаниями по выращиванию растений и уходу за животными.
Овладение приемами труда является не только средством расширения трудового опыта школьника с умственной отсталостью, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности. У обучающихся с нарушениями интеллекта могут быть сформированы на достаточно высоком уровне навыки выполнения только основных трудовых операций, характерных для специальности сельскохозяйственного рабочего.
Основными сельскохозяйственными операциями считаются: обработка почвы, посев и посадка растений, уход за ними и уборка урожая, очистка животноводческих помещений, кормление животных, доение коров. К концу обучения учащиеся должны выполнять эти операции на уровне сформированного навыка, т.е. во время работы не только правильно держать инструмент, орудие труда, но и правильно выполнять рабочие движения в определенной рабочей позе, работать быстро и высококачественно.
Подготовленность обучающихся с интеллектуальными нарушениями к труду характеризуется также степенью их самостоятельности при выполнении трудовых заданий, особенно тех, которые они выполняют впервые. Известно, что самостоятельность обучающихся в труде зависит от уровня сформированных у них общетрудовых умений (ориентация в трудовых заданиях, планирование и контроль хода их выполнения). Исследованиями установлено, что умения ориентироваться в трудовых заданиях, планировать и контролировать свою работу не вырабатываются у учащихся с умственной отсталостью автоматически в процессе труда, а формируются в результате специального коррекционного обучения. Поэтому задача коррекции недостатков трудовой деятельности учащихся с умственной отсталостью является одной из важнейших.